Недаром в народе говорили: «Кто как ест, тот так и работает».
В Вятском крае сложилась у крестьян поговорка — «Щи да каша – пища наша»
В еде, как и в любом деле не следовало спешить, но и «тянуть волынку» не позволялось. Ели молча – «когда я ем, я глух и нем». Первым начинал есть глава семьи. Если кто нарушал порядок за столом, получал от отца ложкой по лбу. Сначала ели с хлебом «жижу и гущу», а когда отец постучит ложкой по краю чашки, можно было таскать из чашки и мясо. Было заведено за правило: сначала насыщаться чем похуже, а под конец еды «на верхосытку» то, что повкуснее, получше, послаще. После еды крошек на столе не оставалось, всё подбирали, хлеб берегли. После жидкой похлебки ели кашу. В деревне говорили: «Щи да каша – пища наша». Употребляли крестьяне в пищу пареные овощи, кисели, молочные продукты: творог, простоквашу, масло сливочное и т.д. Пареные овощи (капуста, репа, морковь, галанка) были любимым кушаньем и детей, и взрослых.
Парили овощи в русской «вольной» печи, когда все «загнета», все угли уже прогорели. Овощи мыли, закладывали в большую глиняную корчагу, закрывали сверху плотно глиняной или чугунной сковородой и … опрокидывали вверх дном, ставили в вольную печь на несколько часов. Испарения не происходило, овощи томились, прели в собственном соку. Получалось просто объедение! Говорили даже вместо наелся – «натрепался».
Вятский край, который находится в центре России, богат народными обрядами и обычаями, которые отражают его историю, культуру и верования. Вот несколько примеров:
Например, «вербное воскресенье», когда собирают вербу и украшают ею дома и церкви.
Свадебные обряды. Свадебные обряды включают в себя множество ритуалов и традиций, таких как расплетание косы невесты, обмен кольцами, выпивание свадебной чарки и т.д.
Обряды осеннего урожая — «Покров Девы Марии», когда люди собираются в церкви, чтобы отметить окончание сбора урожая.
Обряды похорон — обычай «выноса дома», когда тело умершего выносят из дома и проносят по улицам, чтобы попрощаться со всеми соседями и друзьями.