Традиции и обычаи Вятского края и народов Кировской области

крестьянин

В статье рассматриваются традиции и обычаи народов Вятки, их история, традиционные религиозные праздники, народные обряды и привычки, которые были переданы из поколения в поколение.

Два столетия назад народы, проживающие в Вятском крае, жили в небольших починках. В починках проживали родственные семьи. Поэтому жители, проживающие там, носили одинаковую фамилию, основываясь на которую, назывался и сам починок.

Крестьянские постройки были выполнены в одном стиле. Дома строили из бревен, так как починки располагались среди лесов. Избы крестьян могли отличаться по величине. У большого дома крыша была двухскатной, а бревенчатая стена была расположена в средине здания.

Изба таким образом делилась на теплую и холодную половины. В тёплой части дома было расположено жилое помещение. В холодной части избы находились кладовые, хлева, амбары. Хлева и амбары строили дополнительно. Окна в помещениях по размеру делали маленькими, выходящими с одной стороны на улицу, а другие окна выходили в сторону двора.

Крестьянские дворы были небольшими по размеру. Их покрывали тесом либо соломой, которые защищали животных от непогожих дней в зимний период времени. Во дворы не смогли проникнуть хищные звери. В крестьянских дворах было тепло, темно, грязно и душно. Далеко по окрестности разносился запах навоза и нечистот.

В избах была темнота, половина окон выходила на неосвещаемый двор. Зимой в жилище запускали коров для дойки. Овцы, телята, ягнята в зимний период жили в избах в том случае, если в хозяйстве не имелось утепленного хлева. Куры зимой жили тоже в избе под печкой. Поэтому в жилище крестьян зимой царила грязь и духота. Затхлый воздух негативно сказывался на здоровье людей. Крестьяне были бледные, худые, с болезненными лицами, с воспаленными красными глазами.

Внешний вид русских крестьян

Внешний вид русских крестьян

Одежда вятских крестьян практически не отличалась от одежды русских людей, которые проживали в рядом расположенных губерниях. Они ниже ростом, приземистые, плотные. Их описывали летописцы, как невзрачными и серыми на вид. Из одежды крестьян большой популярностью пользовался неизменный кафтан. Его изготовляли в домашних условиях из серого сукна. В зимний период времени в Вятском крае крестьяне носили полушубки, тулупы, шубы, иногда их накрывали дешевой материей. У мужчин рубахи и штаны были изготовлены из домотканой ткани. Традиционная обувь крестьян — лапти с онучами. На голову мужики водружали овчинную шапку.

У крестьянок в верхней одежде отличий от мужской практически не было. Крестьянки в повседневной жизни пользовались холщевым синим кафтаном, холщевой пестрой рубахой, лаптями с онучами. На голове женщины носили платок, в праздничные дни накидывали платок на плечи.

Спустя годы, вместо лаптей большинство вятчан стали носить кожаную обувь. Вместо холста рубахи и платья стали шить из ситца. Ситец по цене был дешевле, а по расцветке красивым и нарядным.

Отличие вятчан по говору

У вятских жителей был своеобразный говор. Такого говора и по сегодняшний день не встретишь в другом уголке России: особенное растяжение на последнем слоге в произносимом слове.

  • До сегодняшнего дня вятчане дательный падеж при разговоре перемешивают с творительным. К примеру, ели щи с кускам, трудились рукам, ходил с вам в лес.
  • Звуки при разговоре заменяются другими: звук ц заменяется звуком ч. К примеру, можно часто слышать такие слова: улича, курича, птича.
  • Звук ч перед т произносят вятчане как ш, звук о в конце слова звучит как ё. К примеру, произносят штё вместо что.
  • Коренные вятчане в разговоре употребляют устаревшие слова и выражения. Особенно такой говор с большим набором устаревших слов и выражений встречается в следующих районах: Орловском, Котельническом, Нолинском и Слободском.

Традиции народов Кировской области

Традиции народов Кировской области

Еще столетие назад вятчан характеризовали как простоватых, добродушных, наивных, медлительных, ленивых, неповоротливых в движениях.

О певучем говоре, медлительности, простоте и наивности слагались пословицы, анекдоты и поговорки в насмешливом тоне.

Какие анекдоты и выражения известны о вятчанах

  • Как –то раз вятчане корову в баню решили затащить.
  • Однажды колокол из лыка сплели.
  • Переправлялись через реку с помощью бревна.
  • Пытались толокном реку запрудить.
  • Вятчане – слепороды.
  • «Вячкой народ хвачкой: семеро одного не боятца».
  • Толоконникы. Почему толоконники? Толокно было любимым кушаньем крестьян.

Другие летописцы описывают вятчан иначе, отмечая в вятском народе сметливость, предприимчивость, трудолюбие, ясный и светлый ум, меткость слов, шутливость. В тоже время отмечается хитрость вятчан.

Характерные черты вятчан

  • Крестьяне старательно занимались земледелием, не смотря на истощенность почвы и суровый климат.
  • Вятские крестьяне были набожны и благочестивы, делали щедрые пожертвования на благое дело.
  • Соблюдали посты, оделяли нищих милостыней.
  • Усердно посещали службы в церквях. Церкви все возводились на деньги крестьян.
  • Ежегодно много людей участвовало в крестных ходах.
  • Вятские крестьяне старались обучать детей в школах.
  • Как отмечают летописцы, вятских крестьян отличает невежество, суеверия, предрассудки, грубость, неприветливость.

Неприветливость крестьян объясняется условиями жизни, которая была глухая, однообразная с тяжелым физическим трудом, полная лишений.

Крестьяне проживали среди лесов в суровых климатических условиях.

Люди были подвержены суевериям и предрассудкам, они искренне верили в существовавшие домовых, водяных, ведьм, леших, колдунов, оборотней. Из-за пьянства, ссор, драк совершались убийства. Крестьяне повсеместно курили табак. Не понимая вред от табака, позволяли курить женщинам и детям.

Традиции вятских крестьян

После окончания полевых работ, осенью в деревнях была традиция, вечерами организовывались посиделки. Девушки обычно приходили с сонопряхами для работы, затем в избу являлись парни. Молодёжь веселилась, они пели разнообразные песни.

На святках затевали «игрища». Вечером парни и девушки пляшут, поют песни, играют в карты, играют на гармонике, балалайке. На такие «игрища» заявлялись ряженые. Для этого выворачивали тулупы, на лица надевали раскрашенные бумажные маски.

Популярными были святочные гаданья о своей дальнейшей судьбе.

Масленицу вятские крестьяне отмечали особенно весело: пили пиво, пекли блины, катались на лошадях, катались с горки на салазках. Могли уехать целой деревней в гости в другую деревню.

На Пасхе вятчане качаются на качелях, катают яйца.

От Пасхи до заговенья молодые люди выходят на улицу попеть песен, поиграть в различные игры, поводить хороводы.

В летнюю пору крестьяне нескольких деревень делают складчину, приносят продукты — муку, солод, хмель, вино, рыбу, мясо, яйца, масло, молоко. В назначенный день варят пиво. Организовывают праздничный стол и начинается веселье. Молодежь водит хороводы. Раздается пение разнообразных песен. Игры и пляски под гармонику проходят на улице. Люди пожилого возраста угощаются за праздничным столом, смотрят на игры и пляски молодых, вспоминая свою юность.

На крестьянской свадьбе всегда царило веселье. Невесту выбирают родители жениха, заслав сваху. Когда свахе удалось сосватать невесту, то на следующий день организовывают смотрины. Потом состоится «рукобитье», будущие родственники невесту «пропивают». В свадебный день жениха и невесту везут в церковь для венчания. Во время поездки раздается звон колокольчиков. Обвенчавшись в храме, молодые направляются в дом жениха. Их радостно встречают родственники с хлебом-солью, а затем под радостные возгласы гостей, обсыпают уже мужа и жену хмелем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Надежда Панарина/ автор статьи

Одного древнегреческого философа приговорили к казни. Утром приговоренного вывели на площадь перед тысячной публикой. Был он неряшлив, со всклоченной бородой и шевелюрой волос. Его спросили:
- Что ж ты делал всю ночь? Неужели нельзя было в порядок привести свой внешний вид?
На что философ ответил:
- Я всю ночь приводил в порядок свои мысли…

Добавить комментарий

Шабалинский край родной