Становление Шабалинского района

Становление Шабалинского района

Рисунок Сергея Панарина. (Разрушенная большевиками церковь в селе Новотроицкое).

Шабалинский район. Издавна Вятский край считался глухоманью и далью несусветной, И считался, наверное, вполне заслуженно, ибо являясь местом ссылки неугодных царскому правительству всевозможных революционеров и общественных деятелей. Помещичьего гнета он так и не вкусил. Земля принадлежала казне, порядки и нравы царили простые, вольные, и человеку, стесненному какими-то жизненными обстоятельствами или просто стремящемуся к одиночеству или независимости от крестьянской общины, в любой момент возможно было сняться с насиженных мест и удалиться. Такое случалось нередко — земли и простору хватало на всех.

Кто обживал Шабалинский район?

Становление Шабалинского района

Шабалинскую землю обживали, в основном, выходцы из-под Котельнича, двигавшиеся через Юму на запад. Имя первого поселенца, срубившего избу на месте нынешнего села Новотроицкое, вряд ли всплывет из темных временных глубин, но сметлив он был несомненно: место относительно высокое, сухое; рядом — река с заливными лугами. Перекрестье дорог, которыми сообщались жители деревень Папиненки, Харитенки, Даниленки, также сыграло немалую роль в образовании села: к избе добавлялась изба, и к 1873 году их набралось уже девять, а жители, используя как раз скрещение проезжих путей, занимались скупкой у окрестных крестьян сельхозпродукции, ее перепродажей в промышленных центрах и торговлей различными товарами.

Россия страна православная

Православный человек рождается как бы дважды: вначале рождение обычное, земное; затем рождение духовное – крещение. Так и у сел, городов. Поселился человек на пустынном берегу, распахал целину, оброс семьей, соседей нажил, и образовалось село не село — населенный пункт.

Для Новотроицкого, no имеющимся архивным данным, годом основания считается 1815-й. Выходит, село глазами избяных окошек третью сотню лет взирает на свет Божий! Приличный, весьма почтенный возраст.
Но как ни мыслил себя прежний русский крестьянин не крещенным, так не мог он обходиться без церкви, без храма. Вот почему крестьяне Узловского починка Синцовской волости Котельничской округи и обратились в 1835 году с просьбой в губернию и губернскую епархию об открытии вновь села Троицкого (т. е. Ново-Троицкого). С причислением первоначально 1000 душ прихожан в 1836 году был назначен причт, а через год из с. Юмы перевезена старая деревянная церковь. В июле 1838 года собранная церковь начинает действовать. Ей вручается «Храмосданная грамота» от Вятской епархии, а Троицкое получает название Новотроицкое. Крещение — второе рождение – состоялось. Название же Троицкое образовалось, считается, от пересечения трех дорог, ведущих в ближайшие деревни.
Приход разрастался, прихожан прибавлялось, и в октябре 1846 года заключается контракт с мещанином — и таковых поимели! — Афанасием Трушковым на постройку каменной церкви. По некоторым данным была она построена через год, но по справке, выданной Госархивом Кировской области в 1991 году, построена церковь в 1854 году, а главный престол во имя Святой Троицы освящен лишь 9 октября 1867 года.

В селе Новотроицком Шабалинского района ходит легенда

Становление Шабалинского района

Некоего крестьянина Селюню очень изобидели церковники и местная власть: вознамерились ставить храм на месте его дома. Огорченный Селюня переселился на противоположный берег реки по прозванию Паозерь, на которой и стояло село (теперь название реки произносится тверже, по-мужски: Паозер). Но, во-первых, собственником земли являлся не крестьянин, хотя и ставший теперь исторической личностью, а государство. Оно, государство, и отводило ее — землю — матушку и под строительство храма, и под застройку села. В наше время крестьянину не то, что воспротивиться государству в бурении, допустим, на его усадьбе нефтеносной скважины, а для начала поселиться где бы то ни было без разрешения властей — возможно? Во-вторых, по строительству храма и вводу его в действие, жизнь села и дает бурный всплеск. Ставятся 4 дома для духовенства. Кладбищенская (1871) и Ключевская (1884) часовни (волость была переведена в бывшую деревню Голендухи, называвшуюся тогда починок первый Ключевской, отсюда и название волости — Ключевская, и часовни — Ключевская).

Постепенно развивается и растёт село Новотроицкое Шабалинского района

В 1873 году в селе проживало 25 мужчин и 21 женщина в девяти, как было выше сказало, домах, а всего по приходу домов имелось 862. Земская школа существовала давно, но в семидесятых годах открывается и церковно-приходская, а в 1901 по инициативе священника Серапиона построено двухклассное училище, где дети учились пять лет. К 1883 году добавляется к прежним нежилых строений: 4 каретника, 20 (двадцать — было что хранить!) амбаров, 11 бань, 2 питейных заведения, 2 красильни, 2 лавки, мукомольная мельница…

Современное Новотроицкое разделяет река и соединяет мост. На месте нынешнего моста и проходила плотина и стояла мельница, которую заменила впоследствии механическая (паровая) на левобережье. Затем здание Ключевского волостного правления с жильем для рассыльных, с арестантской камерой, с широкой скамьей во дворе, на которой пороли провинившихся. В восьмидесятых годах соорудили здание земской больницы. Что еще? Почтовое отделение… Лавки купцов Плотниковых, Сибиряковых, Девятериковых, кабаки, чайные… Проживали купцы, духовенство, учителя, чиновники, мещане… Знахарки… А вот большевиков не водилось в селе до самого Октября. В декабре 1917 года в Ключевской волости установилась советская власть. В истории села, как и в истории всей страны, открылась невиданная доселе страница…

Продолжение следует.

Автор: Сергей Панарин

(Заметка написана автором 2 десятилетия назад, в Шабалинском районе, как и в селе Новотроицком произошли изменения, но об этом, возможно, будет написано повествование современными краеведами).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Надежда Панарина/ автор статьи

Одного древнегреческого философа приговорили к казни. Утром приговоренного вывели на площадь перед тысячной публикой. Был он неряшлив, со всклоченной бородой и шевелюрой волос. Его спросили:
- Что ж ты делал всю ночь? Неужели нельзя было в порядок привести свой внешний вид?
На что философ ответил:
- Я всю ночь приводил в порядок свои мысли…

Добавить комментарий

Шабалинский край родной