Село на Паозере в Шабалинском районе

Село на Паозере в Шабалинском районе

Теперь уже невозможно или трудно установить, кто достроил первый дом в основании села.

Возможно, это был тот легендарный крестьянин Селюня, на землях которого потом, через 20 лет, решили построить церковь, и который три раза пешком ходил в губернский город Вятку отстаивать свои права на землю, но безуспешно, и был вынужден переселиться на правый берег Паозера к деревне Данилёнки. 

Как образовывалось село Новотроицкое Село на Паозере в Шабалинском районе

Возможно, это был купец, смекнувший, что здесь, на перекрёстке трёх дорог, удобное место для скупки у местных крестьян продуктов и кустарных изделий для последующей перепродажи их в городе, а также для продажи городских товаров местным крестьянам.

Возможно, основателем села был ремесленник, облюбовавший удобное место для своего промысла и торговли. Возможно, основателями села были купцы Глушковы, усмотревшие здесь  подходящее место для постройки здесь плотины и водяной мельницы на реке Паозер.

Так или иначе, но на этом месте, на высоком берегу Паозера, появился первый дом, починок, ставший основанием села. Произошло это в 1815 году, как явствует из архивных источников по утверждению известного, авторитетного шабалинского краеведа Николая Михайловича Дёмина, бывшего учителя истории, директора школы, заведующего районным отделом народного образования. Н.М. Дёмин опубликовал множество своих краеведческих материалов в районной газете «Ленинский путь», так называлась тогда газета «Шабалинский край». В 1955 году Демин пишет большую статью, посвященную 150-летию села Новотроицкое.

Таким образом, село Новотроицкое основано в 1815 году, через три года после изгнания из России Наполеона, но это так, кстати, для хронологии.

Село на берегу Паозера, на перекрёстке трех дорог, оказалось удобным местом для базара и торговли, для занятий ремеслами, строительства водяной мельницы, для постройки здесь церкви, открытия церковноприходской и земской школ, больницы, ветеринарного пункта, почты, библиотеки, народного дома — предшественника клуба и Дома культуры, а также земской управы. Таким образом, село становилось торговым, ремесленным, культурным и административным центром окрестных деревень.

Село на Паозере в Шабалинском районе

Село на Паозере в Шабалинском районе

Село на Паозере в Шабалинском районе

Село на Паозере в Шабалинском районе

Первоначально починок, ставший основанием села, не имел определённого, устойчивого названия. Расположенный на перекрестке трех дорог его называли то починок «Крестовский» (Кресты — это слово можно слышать и в наши дни: «встретимся на крестах или увидел его на крестах» и так далее), то починок «Узловский» (узел — соединение трёх дорог), то починок «Троицкий» (три дороги). Со временем и в связи с предстоящим строительством церкви закрепилось название — село Троицкое.

В 1835 году в починке Узловском был открыт молитвенный дом. Но рост числа деревень, окружавших село и населения в них, вызывал потребность строительства в селе церкви.

Ходатайство об открытии церкви в селе Троицком

В архивах сохранилась запись о том, что жители Узловского починка Синцовской волости Котельничекой округи в 1835 году обратились в Вятскую епархию с ходатайством об открытии церкви в селе Троицком. Такое решение было принято, определён приход (список деревень) в 1000 душ и назначен притч (штат церковнослужителей): 3 священника, 1 диакон и 3 псаломщика.

Ближайшие к селу Троицко¬му церкви в то время были до¬вольно далеко: в Юме, в Быстрях и в Заветлужье — в Круглыжах и Черновско-Николаевском. Село Юма (не-далеко от станции Свеча) является близким родственником нашего села Троицкого, а точнее сказать — прародителем Троицкой церкви. Поэтому коротко о селе Юма (Юмское), 300 лет на¬зад в междуречье рек Свеча и Юма (в переводе с марийского «юма»— божественная) пришли выходцы с северодвинских земель от Устюга и поселившиеся сначала на берегах, притока Вятки и основали село Юма. В 1717-1719 годах в Юме была построена деревянная Никольская церковь (в честь Николая Чудотворца), в 1723 году сгорела.

Были построены еще две церкви, тоже сгорели. Четвёртую разобрали и на её месте построили в 1771 году пятую, тоже деревянную церковь и освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы и назвали Покровской. В 1812 и в 1830 годах в Юме построили дне каменные церкви — Никольскую и Покровскую.

В 1837 году деревянную Покровскую церковь, как лишнюю в Юме, по решению Вятской епархии разобрали и перевезли в село Троицкое. В 1838 году церковь была поставлена и стала действующей. Её освятили в честь Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа — и назвали Троицкой. А село Троицкое с тех пор стали называть Ново-Троицкое (в современном написании Новотроицкое). Церковный приход состоял из 52 селений, расстояние от села 1—11 вёрст. Прихожан, православных русских, 3291 мужчина, 3319 женщин и их дети.

Село на Паозере в Шабалинском районе

Село продолжало строиться и расти: жилые дома, лавки и магазины, питейные заведения, амбары и склады, бани и мастерские ремесленников. Были открыты церковно-приходская и земская школы. На правом берегу Паозера в одной версте от села была построена земская больница. Напротив больницы в доме Шабалина была открыта первая во всей округе библиотека из нескольких сот книг.В деревне Данилёнки (теперь улица Созинова) действовала почта, доставлявшая письма, газеты, журналы. В деревне Папинёнки был открыт ветеринарный пункт. На реке Паозер была построена плотина и водяная мельница. На правом берегу Паозера, по дороге в деревню Данилёнки, было построено здание волостного правления, Ключевское волостное правление из деревни Голендухи (первый Ключевский починок) было переведено в село Новотроицкое, которое стало административным центром Ключевской волости Котельничского уезда Вятской губернии.

Автор краевед: Александр Краев, Шабалинский район, село Новотроицкое

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Надежда Панарина/ автор статьи

Одного древнегреческого философа приговорили к казни. Утром приговоренного вывели на площадь перед тысячной публикой. Был он неряшлив, со всклоченной бородой и шевелюрой волос. Его спросили:
- Что ж ты делал всю ночь? Неужели нельзя было в порядок привести свой внешний вид?
На что философ ответил:
- Я всю ночь приводил в порядок свои мысли…

Добавить комментарий

Шабалинский край родной