Новогоднее утро
Деревня Харитенки, Шабалинский район.
Новогоднее утро. Отправляюсь в магазин, чтобы купить самое — самое «знатное» угощение к праздничному столу.
А какое оно — знатное? Давно ничто из еды не вызывает детского восторга.
Почему же восторг от созерцания природы остается?
Тихое, дивное деревенское утро, мягкое и теплое по-зимнему. Безветрие. Под ногами хрустит снежок. Ветви деревьев причудливо переливаются под лучами солнца самым фантастичным образом. Хрустальная изморозь — она не застывшая, постоянно обновляемая и разнообразная. Глаз не оторвешь от чуда такого! Воздух прозрачно чист, дышится легко. Если летом глаза то и дело натыкаются на одиночные мусорные свалки, и красоту природы созерцаешь с горечью, то сейчас — дело иное. Бескрайний снежный саван до весны сокрыл дело рук человеческих.
Собачий лай
Мысли мои внезапно отвлек собачий лай, переходящий в вой — жалобный и протяжный. Обычно так воют о покойнике. Замедлила шаг. Стая собак сгрудились около ивы, отчаянно лая, разгребали примятый снег. Оказывается, что они с таким усердием скребли приваленные снегом доски так, что повредили лапы. На белом снегу то там, то сям алели капельки крови. Неужели здесь покойник захоронен? С неподдельным ужасом и любопытством стала одна за другой доставать доски. Оказывается, это водопроводный колодец, почему — то без люка, на дне которого, в углу, разглядела в полумраке маленький рыжий комочек. Неужели лисичка попалась в западню? Когда глаза привыкли к темноте, стало ясно — это маленькая темно — рыжая собачка.
В поисках спасителя
Одной не достать попавшую в беду собачку. Нужна помощь и лестница. Наскоро забросав досками отверстие, чтобы не провалились в люк другие собаки, пошла по деревне искать подмогу. Бывшая деревня Харитенки, а сейчас именуется просто улица Победы. От дома к дому металась с просьбой о помощи. Кто — то просто не открывал двери, хотя в оттаявших от мороза окнах, угадывалось присутствие людей — мерцали новогодние гирлянды. Кто — то находил «благовидный» предлог отказаться, чтобы не спасать собачку, угодившую в беду. Почти отчаявшись, с упорством бегу от дома к дому и везде получаю отказ.
А если человек попадет в беду, неужели такое же равнодушие поглотит наш разум? Хотелось крикнуть на всю улицу:
— Люди, вы слышите вой собак?! Вой, зов о помощи! Стая не разбежалась. Они пытаются помочь. Лапы в кровь о доски, а они все скребут и скребут! Выходите, люди! Помогите!!!
Стучу в окно дома Бусыгиных. Вышла Валентина. Мать пятерых детей. Муж ее тоже был дома, но, как и многие другие, не посчитал нужным вытаскивать из люка животное.
Валентина засуетилась, надевая пальто, приговаривала:
— Как так, как так!? Выручать собачку надо скорей, — взяла с собой лестницу,- вот ведь с какого события начинается утро Нового 2011 года!
Какое ж это счастье, что собаки воем привлекли внимание,- радовалась Валентина, — а так запорошил бы снег яму, и погибла бы собачка от голода и холода!
Спасение
Спустили лестницу, женщина опустилась на дно люка.
— Да это ж собачка Михаила Андреевича!- крикнула она радостно, — ах, ты, дуреха, еще и кусаешься!
Валентина скинула пальтишко, накинула им собаку и гордо протянула свой «трофей». Рыжуха, оказавшись на свободе, вмиг выпрыгнула из пальто. И вот уже она в окружении своры сородичей.
Радостно лая, виляя хвостами, стая побежала вдоль по деревенской улице. А на белом снегу алела бисером капельки алой крови.
Мы потщательней заделали люк палками и досками.
Когда вижу, как по улице ярко — рыжим комочком бежит эта собачка, не могу отделаться от радостной мысли: насколько ж сильна собачья верность и что не все человеческие сердца очерствели…