Современные фильмы не трогают душу. Смотришь их чредой, один за другим и не хочешь вспоминать. Совсем другое картина «Рябиновый вальс».
Фильм — откровение. Фильм — как глоток свежей воды, когда тебя мучает жажда. Настоящий русский фильм, для русской души.
Великая Отечественная война — это столько историй, столько покалеченных судеб, столько несбывшихся надежд. Ты невольно ставишь себя на место этих героев и невольно спрашиваешь себя:
— А смог бы я также? А мои руки также бы тряслись, когда я прикасался бы к мине? А я смог бы пережить столько горя и боли?
В отечественном кинематографе картина о войне — «Рябиновый вальс» не стала бестселлером, а жаль. Режиссеры — Алена Семенова и Александр Смирнов.
Фильм снят про ВОВ не только с любовью, но и состраданием. Практически детей выгоняли на поля, освобождать землю от мин.
15-17-летних девушек учат обезвреживать минные поля, но времени на подготовку мало, поэтому сразу понятно, что без жертв не обойдется.
Это поле не для урожая и сенокоса, это поле — поле смерти, причем смерти внезапной и страшной, от разрыва мины. Раз — и нет человека, молодого и жизнелюбивого… А слепоглухонемой государственной машине нет до этого дела. Привезли людей, быстро обучили, и — бросили один на один с гнетущей тишиной и смертоносной землей под ногами. Кто-то погиб, кто-то стал калекой. А «машине» и государству все равно, надо выполнять указание «сверху». Вот это и, правда, страшно и горько.
Это еще одно подтверждение того, какой ценой была куплена великая победа.
Обидно, что гибли порой люди от банальных ошибок.
В фильме показана не только война, но и любовь, и дружба, и измены, и предательство.
А вообще фильм можно охарактеризовать ёмко и точно —
Торжество Жизни над Полем смерти.
Стиль общения героев фильма пропитан духом военного времени.
В фильме смерть героев фильма не показана в кадре. Смерть ощущается через реакцию других героев, через нагнетание атмосферы. Ощущение невероятно гнетущее и тяжелое.
После первой гибели командир сгоняет девушек вместе, велит гармонисту играть, а сам заставляет девчонок пить самогон и танцевать. Они плачут и пьют, пляшут и плачут. «Рябиновый вальс», словно это вальс, — но не веселый, а кровавый, цвета пролитой героями крови, ведь рябина — ягода красная. Но все же, это вальс.
Сцена страшная и какая-то нереальная. Жутко! Так просто не могло быть! Каково же было мое потрясение, когда в документальном фильме одна из старушек буквально дословно описала эту сцену! Так всё и было на самом деле.
Как было страшно этим девочкам! Ведь завтра каждой из них придется снова идти на поле, играть в прятки со смертью. И не сбежать. Потому что накажут и потому что это — измена. Перед мужьями, отцами, братьями, которые гибли на фронте. И вот они заливают страх и боль самогоном. Пляшут у еще не остывшего тела. Заставляют себя забыть о страхе. Забыться.
Но этот ужас оказался ничем по сравнению с тем ужасом, когда девочка Лена вынесла на Поле смерти кукол. Она сделала куклу каждого человека в деревне. И военных, и девушек-саперок. Всех. И отдала их Полю, чтобы оно больше не забирало живых людей. Словно пробудились в советском ребенке древние ужасы. Смерть, которая оказалась рядом, которая бродит среди них незримо, будит в людях глубоко упрятанные, но не исчезнувшие дикие страхи. И девочка одушевила поле, забирающее жизни. Дабы задобрить недоброе божество, она кладет требы (приносит жертвы), чтобы откупить дорогих ей людей. Впрочем, не только дорогих — девочка хочет спасти всех! В каком-то смысле она приносит в жертву и себя, ведь девочка понимает, что у нее мало шансов выйти с Поля. Кукол ведь можно было и с дороги покидать. Но Лена прошла в самый эпицентр смерти, а это уже мотив христианского самопожертвования: спасти всех ценой своей жизни.
Фильм заканчивается тем, что сельчане слушают по радио известие о Победе и ликуют. Главная героиня фильма — Полина — тоже слушает и радуется. На руках у нее — новорождённый ребенок. Жизнь, которого ещё до рождения оказалась богата на потери.