Аким Душин, Матрёна и Василий: история первой семьи посёлка Ленинское Шабалинского района

Аким Душин, Матрёна и Василий: история первой семьи посёлка Ленинское Шабалинского района

Почему помнить корни важно. История большой страны складывается из историй маленьких деревень и посёлков. Знать, кто первым поставил здесь дом, распахал землю, дал начало жизни – значит чтить свои корни и понимать, как жили наши предки. Посёлок Ленинское Шабалинского района Кировской области, как и тысячи других сёл России, имеет свою уникальную летопись, начинающуюся с одной семьи – Акима Душина, его жены Матрёны и их сына Василия. Их судьба – это история мужества, труда, трагедии и начала новой жизни на этой земле.

Истоки: возникновение села у ручья

Место, где раскинулся нынешний посёлок Ленинское, в давние времена было глухим, покрытым лесом углом. Как часто бывало в Вятском крае, выбор для поселения пал на место у воды – здесь протекал ручей, дававший жизнь. Старожилы передавали из поколения в поколение предания о том, как всё начиналось. Центром этих преданий всегда была фигура первого поселенца.

Аким Душин: первопоселенец и хозяин займища

  • Откуда прибыл и кем был: Аким Душин пришёл на эти земли, вероятно, с берегов Вятки или из других освоенных мест Кировского края. Он был крестьянином-переселенцем, искавшим свободную землю и лучшую долю. По статусу – государственный крестьянин, человек вольный, но привыкший к тяжелому труду.
  • Основание займища: выбрав удобное место у ручья, Аким совершил древний обряд «занятия» земли: положил два дерева крест-накрест.

Аким Душин, Матрёна и Василий: история первой семьи посёлка Ленинское Шабалинского района

Это означало, что участок занят. Так появилось «Займище Акимовское» – первое название будущего села. Аким строил дом, расчищал землю под пашню.

  • Характер и занятия: Аким Душин был человеком сильным не только телом, но и духом. Он был мастеровым: летом красил пряжу для окрестных крестьянок, что было важным и нужным ремеслом. Но настоящей его страстью была зимняя охота. Он был известным и бесстрашным медвежатником.
  • Трагическая гибель: эта страсть и стала роковой. В одной из схваток с «хозяином леса» – медведем – Аким погиб. Его гибель потрясла окрестных жителей, знавших его силу и удаль. Он пал в поединке с могучим зверем, оставшись в памяти как человек недюжинной отваги.

Матрёна Душина: жена и мать, несущая крест

Матрёна Душина: жена и мать, несущая крест

  • Опора семьи: рядом с Акимом всегда была его жена Матрёна. Она разделяла все тяготы освоения новой земли: обустраивала быт, вела хозяйство, растила сына Василия. Её трудолюбие и выносливость были примером.
  • Жизнь после потери: смерть мужа стала для Матрёны не только глубоким горем, но и крушением всего мира. Оставшись одна с сыном в глухом займище, она работала не покладая рук, чтобы выжить и поднять Василия. Непомерный труд и душевная боль подорвали её здоровье. Матрёна умерла, не дожив до старости, оставив сына сиротой.

Василий Душин: сирота на границе миров

  • Юность в одиночестве: Василий осиротел совсем юным. Он остался один на участке земли, который находился в уникальном месте – на самой границе между Созиновским и Красавским крестьянскими обществами. Это пограничное положение сыграло ключевую роль в его судьбе и судьбе земли.
  • Земля – наследство и козырь: участок, доставшийся Василию от отца, был его единственным богатством и… проблемой. Расположенный между двумя обществами, он не принадлежал ни одному из них полностью.
  • Судьбоносная сделка: крестьяне и Созиновского, и Красавского обществ понимали ценность этой земли в центре будущего села. Они предложили Василию сделку: он уступает землю под строительство церкви, а взамен ему гарантируется место церковного звонаря и, видимо, некоторая поддержка общины. Для юноши-сироты это было спасением – и кров, и занятие, и положение в обществе. Василий согласился.
  • Дальнейшая судьба: к сожалению, подробности дальнейшей жизни Василия Душина, остался ли он в селе, женился ли, оставил ли потомков, в преданиях и доступных источниках не сохранились. Его главная роль в истории – передача земли, ставшей сакральным центром села.

Церковь – сердце села и начало Ленинского

Аким Душин, Матрёна и Василий: история первой семьи посёлка Ленинское Шабалинского района

  • Духовный центр: постройка церкви на земле Василия Душина стала переломным моментом. Храм стал не только местом молитвы, но и центром общественной жизни, культуры, притяжения для людей.
  • Расцвет села: вокруг церкви стало быстро разрастаться село. Сюда потянулись новые переселенцы. Появились дома, лавки, возможно, школа. Село получило название, вероятно, по церкви.
  • Роль Василия: Василий Душин, как первый звонарь новой церкви, стал живым символом связи между первопоселенцами-Душиными и новой жизнью села. Его колокольный звон возвещал о начале села как значимого центра.

От села к посёлку Ленинское: смена эпох

  • Советское время: после революции 1917 года началась борьба с религией. Церковь, вокруг которой выросло село, была, как и тысячи других, закрыта, а затем разрушена. Село Богородское, носившее церковное имя, подлежало переименованию.
  • Выбор нового имени: в советскую эпоху было естественным назвать населённый пункт в честь вождя революции. Так село стало посёлком Ленинское. Это название закрепилось за ним и сохраняется до сих пор, стерев из официального наименования память о Займище Акимовском и церковном прошлом.

Память о Душиных: от преданий к истории

  • Устная Традиция: основным источником сведений о семье Душиных долгое время были рассказы старожилов, передававшиеся через поколения. Эти предания хранят образы Акима-богатыря и охотника, Матрёны-труженицы, сироты Василия.
  • Поиск документов: подтвердить или уточнить детали истории можно, изучая архивные источники Кировской области и Шабалинского района: метрические книги церквей соседних сёл (на предмет записей о рождении, браке, смерти Душиных), ревизские сказки (переписи податного населения), документы землеустройства (на предмет границ обществ и участков).
  • Вопрос памяти: пока имя Акима, Матрёны и Василия Душиных не увековечено в названиях улиц или памятных знаках в Ленинском. Однако сама история их жизни – это первый и важнейший памятник основателям. Краеведческие работы, школьные проекты, статьи (как эта) помогают сохранить эту память.

Историческое значение: больше, чем семейная сага

  • Символ первопроходцев: Семья Душиных – яркий символ всех русских первопоселенцев, осваивавших бескрайние просторы. Их история – это история мужества перед лицом дикой природы, тяжелейшего труда, семейной любви и верности, трагической потери и, в конечном итоге, начала новой жизни на этой земле.
  • Урок памяти: история Займища Акимовского – посёлка Ленинское учит нас ценить труд и жертвы тех, кто пришёл на эту землю первыми. Она напоминает о важности знания своих корней, изучения истории родного края и семьи. Это знание формирует нашу идентичность и уважение к малой родине.

Ленинское сегодня: взгляд в будущее с оглядкой на прошлое

Современный посёлок Ленинское – это административный центр Ленинского сельского поселения в Шабалинском районе. Как и многие сёла России, он сталкивается с вызовами времени. Однако память о его глубоких корнях, о семье Душиных, положившей ему начало, – это бесценное достояние. Изучение этой истории, возможно, создание школьного краеведческого уголка или сборника воспоминаний, экскурсии по историческим местам – всё это может стать мостом между прошлым и настоящим, источником гордости и стимулом для развития.

Заключение: зачем знать эту историю?

История Акима, Матрёны и Василия Душиных – это не просто страница летописи одного посёлка. Это живая иллюстрация того, как складывалась Россия, как осваивались её земли, как жили, трудились и умирали наши предки. Знать эту историю – значит понимать, кто мы и откуда. Она учит нас уважению к труду, стойкости перед лицом невзгод, ценности семьи и памяти. Пусть же имена первых поселенцев Займища Акимовского не канут в лету, а их история вдохновляет жителей Ленинского и всех, кто интересуется прошлым Кировской земли, на дальнейшие поиски и сохранение своей уникальной истории.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Надежда Панарина/ автор статьи

Одного древнегреческого философа приговорили к казни. Утром приговоренного вывели на площадь перед тысячной публикой. Был он неряшлив, со всклоченной бородой и шевелюрой волос. Его спросили:
- Что ж ты делал всю ночь? Неужели нельзя было в порядок привести свой внешний вид?
На что философ ответил:
- Я всю ночь приводил в порядок свои мысли…

Добавить комментарий

Шабалинский край родной