Лапотная Русь

Россию издавна называют лапотной страной. Русь лапотная! Здесь нет ничего обидного и унизительного. К примеру, сельская Франция до середины ХIХ века была «деревянной». Крестьянские башмаки французов вырезались из цельного куска дерева. Они натирали, травмировали и уродовали ступню.

По сравнению с сабо, лапти были удобнейшей обувью, гениальным изобретением русского народа. Гораздо обидней, что современную Россию называют сырьевым придатком Запада.

Почему на Руси носили лапти?

В начале ХХ века в лаптях ходило всё крестьянское население России за исключением  Сибири. В XIX веке на ярмарке лапти стоили 3 коп. Сапоги стоили минимум 6 руб. В лапти обувалось большинство красноармейцев во время Гражданской войны. Крестьяне облачалась в лапти и блистала в них на ярмарках, ходили в школы. Версия о том, что лапти впервые появились на Руси неверная. Плели их по-разному, но элементы изготовления были одни. Данная обувь была в обиходе у индейцев Северной Америки, японцев, карелов, мордвинов, татар, аборигенов Австралии. В Норвегии крестьян звали – «березовоногие» или «лапотники». У шведов существовал термин – «лапотная миля», т.е. расстояние, которое можно пройти в одной паре обуви. Много ли веков топтали лапти нашу землю, археологи доподлинно сказать не могут. По мнению некоторых ученых, лапти не являются самой древней русской обувью. Они появились в XVI веке.  До XVI века нет изображения этой обуви на картинах, фресках и иконах. Народ служивый, бояре да князья лаптей не носили. Щеголяли они в сафьяновых да юфтевых сапогах.

Производство лаптей

Лапотная Русь

Лапти плели из липового лыка старые или молодые члены семьи, у которых не было сил обрабатывать землю. Плетение лаптей считалось легкой работой. Жизнь обувки недолговечна. Практика плетения лаптей отличалась. По-разному плели лапти в центральных областях Руси, в украинских и в белорусских деревнях. Техника плетения, общий «фасон» лаптей был индивидуален. Количество лыковых полос было различное. Если полос больше, то и обувь будет крепче. Для зимы лапти изготовляли в семь лык. Для придания прочности при плетении использовали пеньковые веревки. Иногда к лаптям пришивали кожаную подметку. Сначала ноги заворачивали в портянки, скрепленные лыковым шнурком, затем надевали лапти. Закрепляли лапти с помощью кожаных или веревочных «оборов». Заготовщики лыка ходили в лес артелями. Называли их лыкодерами. Обдирали они липы нещадно, оставляя у деревьев голые стволы. До наших дней дошло выражение о деятельности лыкодеров — «ободрать как липку». Даже немецкие оккупанты во время ВОВ, не выдержав лютых российских морозов,  изготовляли для себя лапти из соломы.

Проведение в Кировской области фестиваля «Вятский лапоть»

С 2009 года в Кильмези  Вятского края проходит фестиваль народных художественных промыслов и ремесел «Вятский лапоть». Чем же интересно данное мероприятие?

Лапотная Русь

  • Кильмезские мастера предоставляют на суд публике сплетенные лапти.
  • Молодежь втягивается в увлекательный процесс плетения лаптей из лыка.
  • На праздник съезжаются русские, татары, удмурты, марийцы, чуваши.
  • Все гости облачаются в лапти.
  • Проводятся веселые конкурсы.
  • Кильмезские мастера знакомят гостей с искусством плетения лаптей из бересты, лозы, соломы и лыка.
  • Проводятся мастер-классы.
  • Организовываются конкурсы частушек о лаптях.
  • Демонстрируют одежду в народном стиле.
  • Устраивается аукцион эксклюзивных работ мастеров.
  • Продаются вкусности, имеющие форму лаптя.

Какую обувь носили в старину?

Наши предки носили кожаную обувь. Её подразделяли на три группы:

  • Поршни.
  • Башмаки.
  • Сапоги.

Поршни изготовлялись из цельного куска кожи, стянутого по краям ремешком. В глубокой древности при изготовлении поршней использовали даже не кожу, а части шкур, окуренные дымом. Поршни крепились к ноге так же, как и лапти. Башмаки отличаются от поршней наличием подошвы, которую соединяли разнообразными видами швов. Подошвы изготовляли из толстой, прочной кожи, а верх башмаков делали из эластичной. В обуви, скроенной из дублёной или сыромятной кожи, хороший воздухообмен, ноги не «задыхаются». Сапоги в деревнях были у самых зажиточных крестьян. В городах эту обувь носили все поголовно — богатые и бедные. Обувь была с мягкой подошвой без каблука и железных подковок. Когда подошва пронашивалась, к целым частям сапога повторно пришивали  новую подошву. Из голенищ старых сапог могли изготовить поршни. Кожаная обувь  являлась признаком зажиточности, носить её было престижно. Края голенищ богатых сапог украшались тесьмой, вышивкой, полосками яркой ткани. Знать украшала свои сапоги жемчугом. Красные, «червлёные» сапоги предназначались для князей и бояр.

Послевоенная обувь в деревне

Считается, что крестьянин изнашивал пару лаптей за 2 недели. В год ему требовалось 50-60 пар. Бабушка Аксинья, проживающая в деревне Протасы Вятского края, рассказывала: — Не напасешься так лаптей – то, шибко берегли мы их!  Летом все поголовно: дети, мужики, бабы ходили босиком. Бывалоча в церковь идем на службу, лапотцы на плечо закинем. Подойдешь к селу, (в с. Богородском церковь была, большевики разрушили) ноги в каком-нибудь ручейке сполоснешь, онучи навернешь, лапти обуешь и заходишь в храм. А из церкви возвращаемся так же: лапти на плечо, и домой. Моё деревенское детство было послевоенное. В колхозе на трудодни люди выживали в общей бедности. Но уныния не было, а была неиссякаемая радость и любовь к жизни! Лапти в 60 годах уже никто в нашей деревне плести не умел. Все летние каникулы мы, детвора, бегали босиком. Это и полезно! Недаром появилось выражение о той поре – «босоногое детство»! Была ли у детей обувь? Была – туфельки, ботиночки и сапожки! Но обувь эта предназначалась для школьной поры. Берегли, т.к. не хватало денег купить обновку. А мужчины, отчетливо помню, все как один летом, весной и осенью ходили в кирзовых сапогах. Кожа очень грубая. Называли их – кирзачи. Женщины носили в основном несуразные галоши и резиновые сапоги. На праздник мужики обували яловые сапоги, до блеска начищенные топленым свиным салом (кремов для обуви не было). Немощные старики, даже в жаркие летние дни, еле «выползали» из изб на улицу «погреться на солнышке», а на ногах старые валенки, заплата на заплате… И все же веселое было время! Изнуренные от тяжелой колхозной работы, женщины любили петь. Пели, идя в поле на сенокос. Песни бывали разные, чаще всего грустные. А вот частушки раздавались в деревенской тишине залихватские, в том числе и о лаптях. Далеко окрест слышалось их громкое пенье, словно неугомонное щебетание птиц по весне. Где же оно сейчас, потерянное поколение, перенесшее на своих плечах войну, голод, репрессии, но несломленное духом? В земле сырой, да в наших сердцах…

Лапти мои, Лапти — ходики, Попляшите-ка теперь, Да в хороводике. Сплёл я миленькой своей, Как то 10 пар лаптей, А куда же их девать? Да на вечёрки одевать. Обойди пол Руси, И у каждого спроси, Лапти лучшая обувка, Хоть пляши, а хоть коси! На высоких каблуках Городская дива, В пляске ей в своих лаптях Я не уступила!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Надежда Панарина/ автор статьи

Одного древнегреческого философа приговорили к казни. Утром приговоренного вывели на площадь перед тысячной публикой. Был он неряшлив, со всклоченной бородой и шевелюрой волос. Его спросили:
- Что ж ты делал всю ночь? Неужели нельзя было в порядок привести свой внешний вид?
На что философ ответил:
- Я всю ночь приводил в порядок свои мысли…

Добавить комментарий

Шабалинский край родной