Зек Александр о жизни в тюрьме. Мало кто из бывших заключенных, оказавшись на воле, дают интервью. Александр за свою жизнь совершил множество ходок. Он говорил: — Тюрьма, мой дом родной, большая часть жизни прошла в застенках. Мужчина успел записать несколько видеороликов о своей беспросветной, горемычной судьбе. А совсем недавно его не стало: погиб в автомобильной катастрофе. Оборвалась жизнь, словно слабая свечка угасла и навсегда потухла в кромешной тьме…
— Александр, были ли у тебя в тюрьме счастливые моменты?
— Тюрьма ломает психику любого человека. Каждую минуту находишься на стрёме, на чеку. Какое тут счастье? Но радостные дни бывали, это когда навещала жена. Не успеет она уехать, родная, а ты уже снова её ждешь.
— Расскажи, за что попал первый раз в тюрьму?
— За бытовуху. По молодости оказался первый раз в СИЗО. Там в принципе тюремные порядки. Вошел в «хату» (камера), так и выйти из неё не могу совсем. Мне повезло, на хате был опытный зек уже преклонного возраста. Он то и стал моим первым учителем, рассказал, что можно на зоне говорить, когда велено «пасть заткнуть», что можно делать, а что категорически нельзя. С годами пообвык к тюремным порядкам, но всё равно, лучше за колючку не попадать.
— Александр, а правда что существует тюремная иерархия?
— Иерархия? — мужчина смеётся,- да всё как на воле, только слова другие. На самом верху преступного мира стоят «воры в законе». Иногда их называют «блатными». Они живут как сыр в масле, не признают власть, администрацию колонии, на работы тоже не ходят. «Воры в законе» имеют связи внутри колонии и за ее пределами. Раньше, в мои первые ходки, они правили бал в тюрьмах. Главный у «блатных» — это «пахан». Он признанный криминальный авторитет. Если «пахана» нет, то назначается «смотрящий».
В последнюю ходку заметил, что правила меняются в худшую сторону. Молодые, сильные зеки создают свои «правила», беспредельные. Они некоторые втайне работают на администрацию, могут заниматься коммерцией, что запрещено по воровским понятиям. Если попадаются по беспределу, то решением сходки их выкидывают в «козлы». «Воров в законе» по-другому называют «Черными». Запрещено им многое: у них не должно быть семьи, собственности. (В наши дни старые правила молодые зеки не признают). Свою жизнь они обязаны посвятить братьям по воровскому делу. В их обязанность входит пополнение «общака» и оказание помощи другим «черным». Бизнесом нельзя заниматься, т. е работать на государство. Если начнет трудиться, вмиг его исключат из «нормальной масти». Дисциплина у «черных» идеальная. Именно они являются смотрящими за хатой, за «общаком».
Далее в списке иерархии – «красные». У них есть другое название — «цветные» или «козлы». Эти зеки признают законы государства, живут по правилам и работают. В категорию таких людей входят военные, госслужащие, охранники, полицейские и зеки, которые согласились работать на администрацию.
Дисциплины у «козлов» нет. «Черные» обычно разводят их на деньги, договариваются о поставке с воли в тюрягу запрещенных вещей – это алкоголь, сигареты, наркотики, сотовые телефоны и Сим-карты, продукты питания.
Иногда и «черных» переводят в касту «козлов», если те накосячили. Когда замечено, что человек утаивает от своих деньги или продукты, его называют «крысой» и переводят в козлиный стан.
В числе «козлов» – богатые коммерсанты. Они платят «налоги» в общак. И не только налоги ворам в законе, но и тем заключенным, которые дают им гарантию «безопасности».
В тюрьме надо быть сильным, уметь за себя постоять, иначе сломают, — Александр горестно засмеялся, — вот у меня переломанные ребра, выбитые зубы, отбитые почки, но иначе нельзя, «опустят». Если зеки убеждаются, что человек будет за себя стоять до последнего, чаще всего его перестают прессовать, зато администрация по полной отыгрывается на тебе. Но стукачком я не был и не буду.
На зоне хватает людей слабых духом.
— Александр, а какая каста самая бесправная?
Самое дно тюремной иерархии составляют «петушатники», по-другому – «обиженные». Такая масть, как «петух», — настоящий кошмар для заключенного. К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта.
«Отпущенные» — это изгои. К ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. У них отдельная посуда, отдельное спальное место при входе в камеру. С ними нельзя разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Они выполняют грязную работу — чистят сортиры, моют плац.
Этой касте делают дырки в тарелках, ложках и кружках. Чтобы зеку покушать или попить, нужно затыкать дырки пальцами. По этическим соображениям не буду рассказывать обо всех унижениях для «опущенных». Выдерживают издевательства не все, поэтому некоторые заканчивают жизнь самоубийством.
— А ты в какой категории находился?
— Во все ходки я ходил в «мужиках». По воровским понятиям, «мужик» считается случайным «пассажиром», находящимся на зоне за совершение преступления, чаще бытового. На любой зоне «мужиков» по численности больше остальных каст. Обычный «мужик» попадает в тюрьму по пьяному делу, по глупости или из жадности. «Мужики» находятся в средней иерархии между «блатными» и «петухами». У них больше прав, чем у «опущенных». «Мужиков», если они соблюдают воровские понятия, «блатные» не прессуют. Но у них имеются определенные запреты: нельзя сотрудничать с администрацией и быть пассивным гомосексуалистом. Если «мужик» сотрудничает с начальством зоны, его переводят в статус «козла». За пассивный гомосексуализм опускают в «петухи» — самую низшую касту заключенных. «Мужики» не участвуют в совещаниях воров в законе, где решаются вопросы о переводе какого-либо заключенного в другую масть. Они не имеют права воровать, т.е. крысятничать, контактировать с представителями низших каст.
— А какое развлечение на зоне есть?
— Пожалуй, это игра в карты. «Черные» разводят лохов на деньги, способов много. Всегда итог один – лох становится должен. Расплата за проигрыш разная: перевод в низшую касту либо деньгами можно рассчитаться. Часть выигрыша идет в «общак» на воровские нужды. В карты играют вопреки запрету. В тюрьме разрешены шахматы, шашки, домино, нарды, кости и морской бой.
Люди в тюрьмах становятся подозрительными и жестокими. Бывают у зеков и разборки, человека запросто убить могут.
— А как на зону попадают запрещенные вещи?
— С передачками или перекидывают через забор зоны. А один мой кореша со свидания умудрился пронести сотовый телефон в прямой кишке.
— Праздники зеки отмечают?
— Ну, мы же обычные люди, — Александр смеётся, — Новый год и Рождество празднуем шумно. Пьем чифирь, блатные принимают алкоголь или наркотики. Попадешься, будет тебе бесконечный шмон и прекращение свиданий.
Главное в тюрьме – жить по понятиям
Беседа наша подходит к концу. Александр заключает:
— Зек обязан соблюдать зоновские понятия. Если он соблюдает не писаные правила, то может избежать опасных для жизни и человеческого достоинства ситуаций. Конечно, и тут бывают исключения, как повезет.